Система АМУР ДК - Системный подход

Методология


    По определению его теоретиков, существует несколько формулировок системного подхода:
  1. направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов;
  2. совокупность взаимодействующих объектов;
  3. совокупности сущностей и отношений.

Не вдаваясь в подробности правильности и точности этих определений, уясним для себя, что рассмотрение вопросов здоровья и долголетия невозможно без учета всех факторов влияющих на них, которые образуют некую систему, включающую в себя не только организм человека, но и окружающую его среду, вплоть до космоса.
    Системный подход базируется на принципах, из которых наиболее существенными являются:
  1. Целостность - позволяет рассматривать систему одновременно как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
  2. Иерархичность строения – наличие множества (минимально два) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере организма человека. Центральная нервная система управляет органами и тканями через периферическую нервную систему.
  3. Структуризация – позволяет анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;
  4. Множественность – позволяет использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей в описании отдельных элементов и системы в целом;
  5. Системность – свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.
    Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения кото-рых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения ис-следуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.
Все живые объекты – организмы, органы, клетки отвечают именно такому определению. Однако в некоторых случаях используем более широкий подход. Дело в том, что истинные системы могут взаимодействовать с факторами, которые не поддаются прогнозированию и являются случайными. Поэтому поведение таких систем менее предсказуемо. Но, применительно к человеку, с учетом принципа физиологичности, мы можем моделировать поведение органов и других элементов с достаточной степенью точности.
Главное, в использовании системного подхода – это то, что человек рассматривается как единое целое, как совокупность органов. Именно свойства этих органов, особенности их взаимодействия помогают проникнуть в сущность состояния организма и понимать происходящие в нем процессы. Большинство специалистов, в том числе и медики, сосредотачиваются только на органах непосредственного изучения, упуская из вида его многочисленные связи с другими органами, являющимися элементами системы, названии которой – «человек», и даже больше «человек-вселенная». Или попросту говоря, лечат «болезнь» а не человека, являющегося единым организмом.
Приведем пример: операции липосакции – механическое воздействие непосредственно на жировую прослойку, не учитывает причины образования этих отложений, т.е. отсутствует системный подход. В результате через непродолжительное время все возвращается на свои места. Конечно, хирургу это выгодно, он имеет постоянного клиента. А вот пациенту такого «врача» одни расходы - денег, времени, да еще и психологические травмы в придачу.
К великому сожалению медицина, практически не являющаяся наукой, а скорее искусством, зачастую игнорирует системный принцип, рассматривая организм человека как систему лишь декларативно.
Практическая медицина и медицинское образование разбито на узкие специализации зачастую не вязанные между собой или не учитывающие более глубокие связи между органами и системами человеческого организма.